интервью

Предметы из дерева,
в которые влюбляются

Елена Литвиненко – мастер по дереву и основательница марки HOLT. У нее в мастерской нет фабричных станков, только ручные инструменты, образцы материала и пробы форм. Нас привлекло то, как деликатно Лена работает с деревом и создает минималистичную посуду и предметы декора, наполненные теплом и душой. Когда мы познакомились с Леной мы сразу поняли, что будем работать вместе.
— Расскажи как ты начала заниматься деревом. Это немного неожиданное для девушки занятие?
— Современный мир уже делает широкий шаг навстречу профессиональным возможностям доступным всем и гендерно независимым. Сейчас то, что девушка не может заниматься столярным делом, на мой взгляд, является предрассудком, слегка устаревшим мнением.

Так что выбор этого направления никогда меня не смущал, а только привлекал. Привлекало меня даже не направление, а материал, и прикоснуться к нему, сотворить с ним что-то и стало однажды моей мечтой. А как прикоснуться – это уже было побочным и техническим вопросом.

Если начинать сначала, меня всегда занимала идея дома и домашнего пространства, еще в юности мечтая о своем доме я зарисовывала в голове совершенное, в моем представлении, жилище, дом с большой буквы, нечто большее чем просто место жительства. Это пространство должно было быть пристанищем души, тихим, спокойным, светлым и простым.
Из этой идеи родилось название марки HOLT (holt [həυlt] — лесистый холм, прибежище, пристанище)
Думаю, мое представление и стремление к минимализму возникло тогда же, когда я внутренне выстраивала свое отношение к миру и устройству вещей. Как-то вдруг мне стало ясно, что идеальное это то, где отсечено все лишнее. И здесь между простым и совершенным был уверенно поставлен знак равно. Я думаю, что сейчас минимализм как никогда актуален, в мире, где вещей и информации становится все больше, где растет доступность всего этого. Хочется привнести в этот хаос немного тишины и простоты. Ну и конечно же тепла!

А предметы для дома и мебель сделанные из дерева, не знаю как объяснить, я прямо чувствую, как с ними становится теплей. Из любви к деревянным предметам появилось желание попробовать создавать их самой. Из любви к минимализму - предметы, которые я делаю, получились такими, какие они есть.
— В минимализме и простоте очень сложно найти уникальность, но тебе удается. Как ты привносишь в вещи свое видение?
— Я не ищу уникальности, и в нее не совсем верю. Мне кажется, что все состоит из одних и тех же простых форм. Если предмет сложный, то в нем использовано множество форм, но если вдуматься, это все те же простые формы – круг, квадрат и т.д. Вопрос только в том, как ты их скомпонуешь. Такой огромный конструктор. Здесь все придумано наперед и хвастаться уникальностью не приходится. Но если и есть что-то совершенно отличное, то это частичка души, вложенная создающим. И тут никто не сделает похоже. С этой точки зрения все творения уникальны и мне нравится об этом думать.
— Что для тебя работа с деревом?
— Работа с деревом помогла мне увидеть, насколько красив этот материал и как он органичен в пространстве. До того, как я начала этим заниматься, я это лишь предчувствовала. Теперь мое знание и представление о дереве глубже и ценнее. Так же я чувствую выход, данный моим замыслам, возможность творить и создавать – это, конечно, счастье для человека.
Я думаю, что сейчас минимализм как никогда актуален, в мире, где вещей и информации становится все больше, где растет доступность всего этого. Хочется привнести в этот хаос немного тишины и простоты. Ну и конечно же тепла!
— Расскажи о периоде учебы. Был ли у тебя перед глазами пример, мастер у которого ты училась, как это раньше было у ремесленников?
— Когда появилось конкретное желание этим заниматься, стало ясно, что необходимо получить некоторый ряд навыков. На тот момент я жила в Санкт-Петербурге и там мы нашли школу столярного дела для всех желающих. Я пошла на курс классического столярного дела, мы изучали самые основы ремесла, работали ручным инструментом.

У нас был учитель, который нас вел, замечательный мастер, занимающийся столяркой с самой молодости. Потом у меня был курс токарного дела, мне повезло заниматься индивидуально еще у одного первоклассного мастера. Вспоминаю об учебе с большим теплом и благодарностью.
— Какие открытия ты для себя сделала, как ты начала понимать, чувствовать дерево как материал, выбирать его?
— Раньше, будучи далекой от ремесла, у меня было в голове абстрактное "дерево" как материал. Вот стоит стол, и он из дерева и все. Ну можно было сказать, что из светлого дерева или темного. Теперь же ни один потенциально деревянный предмет я просто не обхожу стороной, пытаюсь различить из какой древесины, насколько предмет старый и как он сохранился, чем покрыт, рассматриваю рисунок и фактуру. Все это теперь имеет для меня ценность и интерес. Это пришло вместе с началом моих занятий, и я даже представить не могу как я жила без этого знания. Проходила мимо стольких сокровищ. На данный момент я работаю с дубом. Он крепкий, изделие из него может долго служить, он красив, люблю его за сердцевинные лучи, такие прожилки идущие от центра ствола. Если сделать определенный срез, то можно получить красивейший рисунок из светлых пятен или полосок.
— Планируешь ли ты расширять мастерскую, брать учеников или тебе важно, чтобы каждый предмет был сделан тобою лично?
— Мне бы хотелось скорее найти единомышленников, с похожим эстетическим виденьем, с которыми мы могли бы сделать что-то новое и вместе развиваться. Я мечтаю создавать однажды небольшую мебель. Конечно, для меня важно, что я придумываю и делаю изделие сама, в этом и есть та самая уникальность. Но в дальнейшем хотелось бы сформировать некоторую дружную небольшую команду. А пока я все еще учусь и расту, надеюсь, моё дело будет со мной всегда.
Поделиться статьей

Ложки для специй

Другие статьи