интервью
В стеклодувной мастерской
Алексей Яценко: художник-стеклодув.
Основатель студии I Glass.

Необычный талант Алексея в работе с художественным стеклом привлек наше внимание в православное кафе «Antipa» на Колымажном дворе, где продаются его необычайно живые «античные» стеклянные сосуды.
— Расскажите о своем деле, как вы начали заниматься стеклом и мозаикой, и как эти два направления сочетаются между собой?
— Меня зовут Алексей Яценко, творческий псевдоним – Alex Caragо. Я закончил Строгановку (МГХПУ им. графа Строганова) в 2006 году. Мозаикой я занимался всю свою жизнь. Первую флорентийскую мозаику из камня я сделал в 8 лет вместе с моим отцом Евгением Яценко – известным советским монументалистом. Отец старался приучить меня к труду и творчеству с самого раннего детства. Меня покорил природный камень, его необыкновенные цвета и фактуры. Я постигал мягкую податливость мрамора и жёсткость оникса или яшмы, мне нравилось следить за причудливыми каменными узорами, составлять из них геометрические орнаменты, набирать натюрморты и пейзажи, используя рисунок камня, созданный природой. Говорят, запахи это то, что в жизни человек помнит дольше всего - запах обрабатывающегося камня стал запахом моего детства.
Первую флорентийскую мозаику из камня я сделал в 8 лет вместе с моим отцом – известным советским монументалистом
С художественным стеклом меня познакомила моя тётя – Наталия Ильинична Левитская. Она преподавала в Строгановке на кафедре художественного стекла. Рассказами про свою работу вместе с художниками-классиками 20 века – Верой Мухиной, Александром Дейнекой, Борисом Смирновым она смогла заинтересовать меня, увлечь стеклом - уникальным по своим характеристикам материалом.
Рассказами про свою работу вместе с Верой Мухиной, Александром Дейнекой, Борисом Смирновым моя тётя смогла заинтересовать меня, увлечь стеклом
— Как обычно проходит ваш день?
— Начать надо с того, что я стараюсь ограничивать время своего труда. Даст Бог, впереди ещё длинный путь и я не могу позволить себе преждевременного творческого выгорания. Поэтому работаю я строго 5 дней в неделю и не более 9 часов в день.

Мои производственные цеха расположены на территории бывшего завода НИИДАР на Преображенской Площади. Вообще надо сказать, что наш НИИДАР – необычное место почти в центре города. На заводе сформировался своеобразный кластер трудолюбивых людей. Здесь нашли себе место дизайнеры и художники, различного рода производственники со своими цехами. Подобное соседство порождает своеобразные коллаборации. Наш завод как Ноев Ковчег – можно годами жить на нём, не выходя в город и при этом активно работать, общаться и отдыхать.
Я не разделяю предметы высокого искусства и утилитарный дизайн обычных бытовых предметов и считаю, что в каком-нибудь стакане или тарелке может быть больше философии, чем в работе современного художника-концептуалиста
Что для вас основной источник вдохновения? Вы создаете предметы искусства или утилитарные предметы? Что интереснее для вас?
— Меня вдохновляет возможность сделать что-то новое для людей, удивить их, завлечь в новую придуманную мной сказку. Мне нравится изучать старинные технологии и давать им современное прочтение. Я не разделяю предметы высокого искусства и утилитарный дизайн обычных бытовых предметов и считаю, что в каком-нибудь стакане или тарелке может быть больше философии, чем в работе современного художника-концептуалиста. Стекло в этом смысле очень благодарный материал, позволяющий оригинально осмыслять пространство и даже время.
Стекло не имеет строгой кристаллической решётки. По сути это просто расплав кремнезёма, но его текучесть растянута во времени. Жизнь стекла неимоверно длиннее человеческой. И только когда мы нагреваем и плавим стекло, у него резко ускоряется "метаболизм", под воздействием высоких температур оно снижает свою вязкость до состояния жидкого мёда, и мы можем "синхронизировать" бесконечно растянутый пространственно-временной континуум стекла с нашим человеческим бытием. Мы подчиняем стекло своей воле, в некоем смысле уподобляясь Творцу нашей вселенной. Наши тарелки и выглядят как галактики, как скопления далёких звёзд, свет от которых идёт к нам тысячелетиями. Ну а затем стекло остывает, унося в свой вечный мир отпечаток нашего мгновенного творчества.
Тарелки, созданные Алексеем специально для Kitchen Ceremony.
Представлены на нашем сайте в разделе Декор.
Для меня выдувание стекла – последовательное выполнение точных и сложных движений без права на ошибку – есть некая медитация. Один из моих способов постижения окружающего мира и самосовершенствования
Самые важные проекты для вас?
— Если говорить о мозаике, то крупнейшими для нашей студии стали:

реконструкция ВДНХ, где мы работали над павильонами "Космос", "Белоруссия", "Украина", "Центральный" и фонтаном "Дружба Народов".

Украшение мозаикой крупнейшего в мире православного собора святого Саввы Сербского в Белграде, который строился почти сто лет и был закончен в конце 2020 года при нашем посильном участии.

Работы над Центральным Воинским собором министерства обороны России.

Самый важный проект для меня всегда в будущем. Держа цель на горизонте проще идти верным курсом не задерживаясь на мелочах. Тогда решение второстепенной задачи воспринимается необходимым этапом подготовки, а не назойливой помехой. Сейчас такая цель для меня – стеклодувное ателье. В этот проект я, да и многие мои товарищи, вкладываем немалые силы и средства.
Поделиться статьей

Тарелки созданные Алексеем
специально для Kitchen Ceremony

Другие статьи